trombicula: (leto)
[personal profile] trombicula
Следующая главка мало отличается от старых постов на ту же тему, но ради связности текста решил все же ее не пропускать.

Познание себя как мыслящей вещи (того, чье существование заключается только в мышлении) осуществлялось выше с помощью чистой мысли — мысли, которая не привязывалась ни к какому определенному предмету. Я мыслил только простое существование, не представляя себе при этом «чего-то» существующего: «Таким образом, я узнаю: ни одна из вещей, кои я могу представить себе с помощью воображения, не имеет отношения к имеющемуся у меня знанию о себе самом. Разум следует тщательно отвлекать от всех этих вещей, с тем чтобы он возможно более ясно познал свою собственную природу». Эта чистая мысль, кроме того, была волевым актом: упорствованием в отрицании всех очевидностей и настаиванием на своем существовании. Соответственно, я не обнаруживал, что я мыслю, как некий факт, а производил усилие мысли — «решался мыслить», что предполагает мое отношение к мысли как к своему действию — сознание чистой мысли. Картезианское «мыслю» в знаменитой формуле «мыслю, следовательно существую» одним словом выражает сразу два момента: 1) совершаю действие мысли, 2) решаюсь мыслить, то есть мыслю, что мыслю. «Мыслю» —  рефлексивный акт, в котором сознавать действие и действовать — одно и то же. Я решил мыслить и тем самым уже совершил действие мысли.

Рефлексия этого рефлексивного акта дает мне знание о моем существовании. Если бы я обнаруживал, что я мыслю, то рефлексия этого обнаружения позволила бы мне сказать: «Я знаю, что я мыслю». Но я не обнаруживаю мысли: я решаюсь мыслить и, рефлексируя это решение, понимаю, что действие мысли уже совершено. Я обнаруживаю тождество решения и действия: решив мыслить, я уже действую, то есть существую в акте мысли. Обнаруживается, таким образом, существование решающего мыслить; в итоге, я могу сказать: «Я знаю, что существую в тот момент, когда решаю мыслить», — или проще: «Я знаю, что существую, когда мыслю» (поскольку решить мыслить — значит уже мыслить; и наоборот: невозможно мыслить, не решившись мыслить; мышление и решение мыслить неотделимы друг от друга). Или совсем просто: «Я есмь», — подразумевая, что этим выражается знание о том существовании, которое тождественно действию мысли.

Таким образом, познание себя как мыслящей вещи основывалось не на рассмотрении себя как данности, а на произведении самого себя актом мысли. Чтобы узнать себя, надо сначала себя создать: сделать усилие мысли, удерживающей себя в чистоте, в стороне от всех очевидностей — и тогда только я стану той мыслящей вещью, которая может быть предметом моего знания.

Получается, вроде бы, что мыслящая вещь — артефакт философского опыта; не очень понятно, что нам делать с этим искусственным созданием, существующим только на острие акта мысли, и какой смысл в знании того, что мы сами же и производим, тем более, что это производимое — всего лишь простое существование. Это возможное недоумение должно разрешиться в ходе дальнейших рассуждений, где Декарт демонстрирует присутствие достоверно существующей мыслящей вещи в опыте самого разного рода, а не только в том опыте чистой мысли, который исчерпывающим образом выражается утверждением «я есмь». Он замечает, что мысль, осознаваемая как действие, может иметь разные формы. «Я мыслю», оставаясь тем же самым — единством действия мысли и решения мыслить, — может выступать в качестве сомнения, утверждения, отрицания и т.д.: «Итак, что же я есмь? Мыслящая вещь. А что это такое — вещь мыслящая? Это нечто сомневающееся, понимающее, утверждающее, отрицающее, желающее, не желающее, а также обладающее воображением и чувствами».

Присутствие в этом ряду воображения и чувств может вызвать недоумение, поскольку то и другое, как кажется, невозможно без тела, существование которого было поставлено под вопрос. Поэтому Декарт специально разъясняет, что такое воображение и чувство как модусы мышления: «Но поистине это тот же самый я, коему свойственно воображать; и хотя, возможно, как я уже допустил, ни одна воображаемая вещь не может считаться истинной, сама сила воображения, как таковая, действительно существует и составляет долю моего сознания». Надо подчеркнуть, что сила воображения не является наблюдаемым фактом. Из воображения как наблюдаемого факта не следовало бы, что воображаю тот же самый я и что воображение — часть моего сознания. Но я могу решить воображать и тем самым уже что-то вообразить; осознавая это тождество решения и действия, я понимаю, что воображение есть вид мышления.

То же рассуждение применимо и к чувству: «Итак, именно я — тот, кто чувствует и кто как бы с помощью этих чувств замечает телесные вещи: иначе говоря, я — тот, кто видит свет, слышит звуки, ощущает жар. Все это — ложные ощущения, ибо я сплю. Но достоверно, что мне кажется, будто я вижу, слышу и согреваюсь. Последнее не может быть ложным, и это, собственно, то, что именуется моим ощущением; причем взятое именно в этом смысле ощущение есть не что иное, как мышление». Что именно здесь признается достоверным? Можно было бы подумать, что не может быть ложной эмпирическое представление («идея») тепла, хотя ему может и не соответствовать никакая вещь во внешнем мире. Но тогда «я» было бы ни при чем. Истинной была бы идея, но не тождество мыслящего и ощущающего «я». Однако истинна здесь не идея тепла — истинно, что «я согреваюсь». Может быть, у меня нет тела, которое могло бы согреваться, но, если я решаюсь думать, что я согреваюсь, то я, тем самым, уже считаю себя согревающимся. Следовательно, мы и в ощущении находим мышление, опознаваемое по тождеству решения и действия. Мышление есть то, что истинно в ощущении: оно ощущение, из которого исключено все, что могло бы быть подвергнуто сомнению.

Следует отметить, что Декарт, конечно же, не говорит в явной форме о «тождестве решения и действия». Поэтому возможна другая реконструкция того хода мысли, которым он приходит к пониманию чувства как модуса мышления. Именно вследствие того, что я сомневаюсь в предметах желания, воображения и восприятия, я познаю существование самого желания, воображения и восприятия. Если предмета восприятия нет, это значит, что восприятие на самом деле — не форма данности предмета, а присущая мне сила, создающая пустые видимости. Если, кроме того, у меня нет и тела (а Декарт допускает, что тела нет), то все эти видимости — мысленные, и все неотделимые от меня силы, создающие эти видимости (сила желания, воображения и пр.), суть разновидности мышления.

Так или иначе, в каждой нашей способности и в каждом действии мы теперь различаем истинную и ложную сторону. Я утверждаю и отрицаю; правила логики, при этом, ложны (точнее, могут быть подвергнуты сомнению), но, в то же время, нельзя усомниться в том, что я решаюсь утверждать и отрицать — мысленно же решаясь утверждать, я уже есть в качестве утверждающего, а решаясь отрицать, я уже есть в качестве отрицающего. Я ощущаю; ничто из воспринимаемого мною, быть может, не существует, но несомненно, что я решаюсь думать, будто ощущаю — и тем самым уже существую, в качестве думающего, будто я ощущаю. Истинная сторона во всех этих действиях одна и та же: мысль как сознательное действие (а не пассивное состояние), выражающее существование субъекта действия. Таким образом, установлено тождество субъекта мысли, воли, воображения и чувства — это та же самая «мыслящая вещь», бытие которой состоит только в мышлении — как в чистом мышлении самого бытия, так и в тех способах мысли, которые составляют истинную сторону любого умозаключения, желания, воображения и ощущения.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

July 2017

S M T W T F S
      1
234567 8
9 1011 1213 14 15
1617 1819 202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 28th, 2017 04:33 am
Powered by Dreamwidth Studios